История основания Турочака. Из записей И.И.Казанцева

История основания Турочака

Турочак основан примерно в 1840 году. Первым поселенцем был русский миссионер, который по заданию правительства приобщал местное население (алтайцев) к православной вере. Вслед за миссионером поселился лесничий, который следил за рубкой и сплавом леса по Бии. Они жили на берегу в том месте, где сейчас находится районная библиотека (в наши дни - аптека О. С. Азановой).

Вскоре приехали русские переселенцы из степных районов Алтайского края. В их числе были Тырышкины, Казанцевы, Стенины, Клепиковы и другие. Они занимались заготовкой и сплавом леса в Бийск (плотами), охотой, рыболовством, корчевали лес на ближних горах и сеяли привезённые с собой семена льна, пшеницы, ячменя, овса, а также просо. Разводили коров, лошадей, овец и пчёл. Строили дома. Всеми продуктами питания обеспечивали себя сами. Так как не было дороги до ближайшего города – Бийска и не было поблизости никаких торговых точек.

Позже в Турочак приехали купец, урядник и священник, для которого была построена церковь в том месте, где сейчас стоит здание Союзпечати. На устье Лебеди было построено лесничество, которое продавало лес и проверяло документы у сплавщиков. По соседству с русскими жили алтайцы, которые научились у переселенцев строить дома, сеять пшеницу, выращивать овощи, мыться в бане и другому.

Несколько семей Казанцевых приехали в Турочак в 1850 году. Первая семья была переселенцами из села Старотырышкино Смоленского района Алтайского края. Их предки, в свою очередь, переселились с Урала, где работали на фабрике промышленника Демидова. Приехав, они поселились не в селе, а на берегу Лебеди. Яков Самойлович (мой пра-пра-прадед) поселился за Лебедью там, где позже был паром (район Каяшканского моста). Ему понравилось место: рядом озеро – с рыбой и утками, которых тогда было очень много, красивая гора Кашевар. Но его дети там жить не захотели, и мой пра-прадед поселился под Салопом, у места впадения в лебедь Мутной речки, вытекающей из-под горы. Здесь место было удобнее для обустройства жилья.

Они раскорчевали тайгу на расположенных рядом невысоких горках, и стали сеять там пшеницу, овёс, просо, лён, ячмень; косили сено для домашнего скота. В Лебеди ловили рыбу. Её было столько, что поздней осенью налавливали и намораживали на всю зиму. А чтобы рыбу легче было ловить, летом пра-прадед выкашивал литовкой водоросли в рыбных заливах и очищал русло от коряг и мусора.

У пра-прадеда было много детей, но никто из них не обучался грамоте, так как жизнь была тяжёлой, а школы поблизости не было. Пра-прадеда звали Константин Яковлевич, место, где жила его семья, до сих пор называют Костенькина заимка или просто – Костенька.

Родной брат Якова Самойловича – Иван Самойлович поселился с другой стороны Салопа. Это место, названное в его честь, до сих пор называют Ивановкой. У него тоже было много детей и внуков, которые, взрослели и обзаводились семьями, строили дома здесь же, таким образом, расширяя поселение. Они жили большой дружной семьёй, умело вели хозяйство. У них были добротные дома, один из них – двухэтажный; своя мельница на речке Ивановке, хороший скотный двор, разные сельхозприспособления – плуги, бороны, сеялка, молотилка, сепаратор и маслобойка. Они держали много коров, производили масло и продавали его в Бийске. Туда же они возили мёд со своих нескольких пасек, рыбу и пушнину. Зимой готовили лес, а летом из него делали плоты, на которых плыли в Бийск, везли лошадей и продукты на продажу. В Бийске на вырученные деньги покупали то, что нужно было для жизни.

Моя прабабушка Анна Гавриловна Мордвинова (мать Ивана Ивановича) работала прислугой в семье Казанцевых, позже вышла замуж за сына Константина Яковлевича – Ивана Константиновича. Она рассказывала, по сколько пудов они варили варенья на меду и сколько раз кипятили самовар для себя и приезжих гостей. Семья была очень богатой, у них был даже граммофон, который в то время здесь был редкостью и предметом роскоши. Во время гражданской войны и колчаковщины они вынуждены были кормить колчаковцев и их лошадей, за что в 1930-м году мужчин из этой семьи посадили в тюрьму, а семьи отправили в ссылку на север. А в поселке Ивановка создали колхоз. Потом он соединился с Турочакским колхозом, а когда началась Великая Отечественная война, люди с Ивановки переселились в Турочак, и всех приехавших оттуда мужчин вместе с остальными забрали в армию…

(воспоминания И. И. Казанцева, записанные в 1982 году)

Продолжение на блоге А.Богатырь http://turochak.fo.ru

История села