УСТАВ МО "ТУРОЧАКСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ"

ПРИНЯТ: Решением  19  сессии

сельского Совета депутатов второго созыва
Муниципального образования Турочакское сельское поселение от 30 марта 2010 года  № 19/1
 
    
У С Т А В
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТУРОЧАКСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ
ТУРОЧАКСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

  
 

              ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
Статья 1. Наименование, статус и территория муниципального образования
 
1. Наименование муниципального образования – Турочакское  сельское поселение Турочакского района Республики Алтай (далее по тексту – сельское поселение или муниципальное образование).
Граница Турочакского сельского поселения и статус его как сельского поселения установлены Законом Республики Алтай от 13.01.2005 № 10-РЗ            «Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ».
2. Турочакское сельское поселение состоит из объединенных общей территорией следующих сельских населенных пунктов: Турочак, Каяшкан, Советский Байгол, Стретинка, Лебедское, Усть-Лебедь.
3. Административным центром Турочакского сельского поселения является село Турочак.
 
Статья 2. Структура и наименования органов и выборного должностного лица местного самоуправления
 
1. Структуру органов местного самоуправления Турочакского  сельского поселения составляют:
1) представительный орган муниципального образования – сельский Совет депутатов Турочакского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай (далее - Совет депутатов);
2) глава муниципального образования – Глава  Турочакского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай (далее – Глава муниципального образования);
3) исполнительно-распорядительный орган муниципального образования –  сельская администрация Турочакского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай (далее - администрация);
2. Иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления могут предусматриваться в структуре органов местного самоуправления только путем внесения соответствующих изменений в данный Устав.
 
Статья 3. Муниципальные правовые акты
 
1. Муниципальными правовыми актами являются:
1) Устав Турочакского сельского поселения;
2) правовые акты, принятые на местном референдуме;
3) решения Совета депутатов;
4) постановления и распоряжения Главы муниципального образования, сельской  администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования;
2. Устав Турочакского сельского поселения (далее - Устав) и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
3. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Остальные муниципальные правовые акты вступают в силу с момента их подписания, если  иной порядок вступления их в силу не установлен в самих актах.
4. Муниципальные правовые акты, предусматривающие установление, изменение или отмену местных налогов и сборов, вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
5. Проекты муниципальных правовых актов муниципального образования могут вноситься депутатами сельского Совета, Главой муниципального образования, инициативными группами граждан муниципального образования, Прокурором Турочакского района.
 
Статья 4. Вопросы местного значения  Турочакского сельского поселения
К вопросам местного значения Турочакского сельского поселения относятся:
1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;
3)  владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями  в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;
8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
10) создание условий для обеспечения  жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
11) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;
12) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
13) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного  наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территориях поселения;
14) обеспечение условий для развития на территории поселения  физической культуры и  массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;
15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест  массового отдыха населения, «включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам»;
16) формирование архивных фондов поселения;
17) организация сбора и вывоза  бытовых отходов и мусора;
18) организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
19) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;
20) присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованием  улиц и номерами домов;
21) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
22) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
23) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;
24) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
25) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, «а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения»;
26) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;
27) содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;
28) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;
29) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования;
30) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения;
31) осуществление муниципального лесного контроля;
32) создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;
 33) оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
34) осуществление     муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей;
35) осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны;
36) обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом;
37) осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения;
 
Статья 4.1. Права органов местного самоуправления Турочакского сельского поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений
 
1. Органы местного самоуправления Турочакского сельского поселения имеют право на:
1) создание музеев поселения;
2) совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса;
3) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;
4) осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года;
5) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории поселения;
6) оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории поселения;
7) участие в организации и осуществлении мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения;
8) создание условий для развития туризма;
9) создание муниципальной пожарной охраны.
2. Органы местного самоуправления Турочакского сельского поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Республики Алтай, только за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
 

ГЛАВА 2.  ФОРМЫ, ПОРЯДОК И ГАРАНТИИ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ
В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
 
Статья 5. Местный референдум
 
1. Местный референдум проводится на территории Турочакского сельского поселения в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения.  
В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах Турочакского  сельского поселения. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
2. Решение о назначении местного референдума принимается Советом депутатов в течение 30 дней со дня поступления к нему документов, на основании которых назначается  местный  референдум.
В случае если местный референдум не назначен Советом депутатов в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, Главы муниципального образования, органов государственной власти Республики Алтай, избирательной комиссии Республики Алтай или прокурора. Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Алтай или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума. 
3. Инициативу проведения местного референдума могут выдвинуть:
1) граждане Российской Федерации, имеющие право на участие в местном референдуме;
2) избирательные объединения, иные общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;
3) Совет депутатов и глава администрации совместно.
4. Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, указанных в пункте 2 части 3 настоящей статьи, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом Республики Алтай и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории Турочакского сельского поселения в соответствии с федеральным законом, но не может быть менее 25 подписей.
5. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории Турочакского сельского поселения и не нуждается в утверждении органами местного самоуправления. В случае если для его реализации дополнительно требуется принятие (издание) муниципального правового акта, Совет депутатов или Глава муниципального образования,          в компетенцию которых входит принятие (издание) указанного акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на местном референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего муниципального правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца.
6. Подготовка и проведение местного референдума осуществляются в соответствии с федеральным законом и законами Республики Алтай.
7. Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
 
 
Статья 6. Муниципальные выборы
 
1. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Совета депутатов, Главы муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Избрание Главы муниципального образования на муниципальных выборах проводится по мажоритарной системе относительного большинства – избранным считается зарегистрированный кандидат, набравший наибольшее количество голосов избирателей по отношению к другому кандидату (кандидатам).
3. Выборы депутатов Совета депутатов проводятся по мажоритарной системе относительного большинства – избранным считается зарегистрированный кандидат, набравший наибольшее количество голосов избирателей по отношению к другому кандидату (кандидатам).
4. Выборы иного выборного должностного лица местного самоуправления, предусмотренного уставом муниципального образования, проводятся по мажоритарной системе относительного большинства.
5. Выборы Главы муниципального образования проводятся по единому избирательному округу. Единый избирательный округ включает в себя всю территорию муниципального образования.
6. Выборы депутатов Совета депутатов проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. В случае образования на выборах депутатов Совета депутатов избирательных округов с разным числом мандатов, каждый избиратель обладает одним голосом.
7. Решение о назначении выборов принимается Советом депутатов не ранее, чем за 90 дней и не позднее, чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее, чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.
            В случае досрочного прекращения полномочий органов местного самоуправления или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий.
8. Днями голосования на выборах  в органы местного самоуправления является второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных федеральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанного органа, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
9. Подготовка и проведение  муниципальных выборов осуществляются в соответствии с федеральным законодательством, законами Республики Алтай.
10. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию.
 
Статья 7. Голосование по отзыву депутата Совета депутатов, Главы муниципального образования
 
1.Голосование по отзыву депутата Совета депутатов, Главы муниципального образования проводится по инициативе населения муниципального образования в порядке, установленном федеральным законом и законом Республики Алтай, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
2.Основанием для отзыва депутата Совета депутатов, Главы муниципального образования могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Отзыв по иным основаниям не допускается.
3. Инициатива проведения голосования по отзыву депутата Совета депутатов, Главы муниципального образования принадлежит депутатам Совета депутатов, лицам, обладающим правом участия в муниципальных выборах. Каждый избиратель или группа избирателей, имеющие право на участие в голосовании по отзыву, могут образовать инициативную группу в количестве не менее 10 человек.
 4. Решение об образовании инициативной группы, количестве ее членов и персональном составе принимается участниками собрания группы граждан в порядке, предусмотренном решением этого собрания. Уведомление о проведении собрания за 3 дня до его проведения направляется в Совет депутатов Турочакского сельского поселения, а также лицу, в отношении которого может быть возбуждена инициатива голосования по отзыву. Перед собранием проводится письменная регистрация участников с указанием их фамилий, имен, отчеств, даты рождения, адресов места жительства, вида документа, удостоверяющего личность, даты выдачи документа. Регистрация подтверждается личной подписью участника собрания. Количество участников собрания по образованию инициативной группы должно быть не менее 50 человек. О принятом решении составляется протокол. В протоколе собрания указываются дата и место его проведения, число участников, существо рассматриваемого вопроса, результаты голосования и принятые решения, список инициативной группы с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения каждого из ее членов, адреса места жительства, паспортных данных, даты выдачи паспорта. Протокол подписывается председателем и секретарем собрания. К протоколу прилагаются регистрационные списки участников собрания. Инициативная группа самостоятельно избирает своего руководителя.  
5. Регистрация инициативной группы по отзыву депутата Совета депутатов, Главы муниципального образования производится избирательной комиссией Турочакского сельского поселения. В регистрации инициативной группы может быть отказано только в случае нарушения инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов Республики Алтай, Конституции Республики Алтай, Устава Турочакского сельского поселения.   
6. В поддержку инициативы голосования по отзыву депутата Совета депутатов, Главы муниципального образования  инициативная группа по проведению голосования по отзыву депутата Совета депутатов, Главы муниципального образования, образованная в соответствии с законодательством Республики Алтай, должна представить в избирательную комиссию  подписи избирателей.
Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы голосования по отзыву депутата Совета депутатов, Главы муниципального образования, составляет 5 процентов от числа избирателей, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», законодательством Республики Алтай на территории соответствующего избирательного округа, расположенного в границах муниципального образования.
Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы голосования по отзыву депутата Совета депутатов, Главы муниципального образования не может быть менее 25 подписей.
7. Гражданин, поддерживающий инициативу проведения голосования по отзыву, собственноручно проставляет в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, указывая при этом свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, вид документа, удостоверяющего личность, серию и номер этого документа, дату выдачи документа.В подписном листе в поддержку проведения голосования по отзыву указываются:
1) наименование муниципального образования (избирательного округа), где проводится сбор подписей;
2) дата регистрации и номер регистрационного свидетельства, выданного инициативной группе;
3) предложение об отзыве депутата Совета депутатов, Главы  муниципального образования с указанием его фамилии, имени, отчества;
4) фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер этого документа, дата выдачи документа гражданину, имеющему право участвовать в голосовании об отзыве, его подпись и дата подписи. Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица, собиравшего подписи граждан, и одного из членов инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, вида документа, удостоверяющего личность, серии и номера этого документа, даты выдачи документа каждого из этих лиц. После окончания сбора подписей, но не позднее срока действия регистрационного свидетельства инициативная группа подсчитывает общее число подписей и составляет итоговый протокол. Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные, и подлинный экземпляр итогового протокола передаются представителями инициативной группы в избирательную комиссию Турочакского сельского поселения. Подписные листы, оформленные с нарушением требований настоящего устава, не принимаются.
8. Избирательная комиссия Турочакского сельского поселения организует в течение десяти дней, со дня представления инициативной группой подписных листов, проведение проверки соблюдения требований настоящего Устава при сборе подписей избирателей в поддержку отзыва депутата Совета депутатов, Главы муниципального образования. При проверке подписных листов вправе присутствовать представители инициативной группы. Итоги проведенной проверки оформляются заключением избирательной комиссии, которое в двухнедельный срок со дня принятия решения об его утверждении избирательной комиссией Турочакского сельского поселения рассматривается Советом депутатов.
В случае отрицательного заключения Совет депутатов принимает решение об отказе в проведении голосования по отзыву депутата Совета депутатов, Главы муниципального образования. Данное решение подлежит обязательному опубликованию (обнародованию).
В случае принятия Советом депутатов решения о проведении голосования по отзыву депутата Совета депутатов, Главы муниципального образования, Глава не позднее 15 дней со дня опубликования решения Совета депутатов о назначении голосования по отзыву обязан внести в Совет депутатов проект правового акта о выделении средств из местного бюджета избирательной комиссии Турочакского сельского поселения для организации и проведения голосования по отзыву.
9. Списки избирательных участков с указанием их границ, адресов и номеров телефонов участковых избирательных комиссий публикуются Главой муниципального образования в средствах массовой информации (обнародуются) не позднее чем за 25 дней до дня голосования по отзыву. Формирование участковых комиссий для проведения голосования по отзыву осуществляется в соответствии с федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Республики Алтай.
10. О времени и месте голосования по отзыву избирательная комиссия Турочакского сельского поселения извещает избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования по отзыву.
11. Депутат Совета депутатов, в отношении которого возбуждена процедура отзыва, Глава муниципального образования, вправе принимать участие в агитации на тех же условиях, что и иные граждане, давать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва, в том числе во время проведения собрания по образованию инициативной группы.
12. Депутат Совета депутатов, Глава муниципального образования считаются отозванными, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», законодательством Республики Алтай на территории соответствующего избирательного округа, расположенного в границах муниципального образования.
13. Итоги голосования по отзыву депутата Совета депутатов, Главы муниципального   образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
 
 
 
 
 
Статья 8. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования
 
1. В случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
2. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается Советом депутатов и проводится в порядке, установленным федеральным законом, законом Республики Алтай с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
3. В поддержку инициативы голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования инициативная группа по проведению голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, образованная в соответствии с законодательством Республики Алтай, должна представить в избирательную комиссию муниципального образования подписи избирателей.
Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, составляет 5 процентов от числа избирателей, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»,  законодательством Республики Алтай на территории соответствующего избирательного округа, расположенного в границах муниципального образования.
Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования не может быть менее 25 подписей.
4. Подготовку и проведение голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования осуществляет избирательная комиссия муниципального образования.
5. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
 Согласие населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанные изменения, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования.      
6 .Итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования,  преобразования муниципального образования   и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
 
Статья 9. Правотворческая инициатива граждан
 
1. Инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, имеет право выступить с правотворческой инициативой в порядке, установленном решением Совета депутатов. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается решением Совета депутатов и не может превышать три процента от числа жителей Турочакского сельского поселения, обладающих избирательным правом.
2. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению Советом депутатов или Главой муниципального образования, к компетенции которых относится принятие такого акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.
Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.
Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
 
Статья 10. Территориальное общественное самоуправление
 
1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются Советом депутатов муниципального образования по предложению населения, проживающего на данной территории.
2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
3. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
4. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления администрацией муниципального образования. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется нормативными правовыми актами Совета депутатов.
Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
5. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
6. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов территориального общественного самоуправления;
4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
7. Органы территориального общественного самоуправления:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
8. В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:
1) территория, на которой оно осуществляется;
2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
4) порядок принятия решений;
5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
9. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются нормативными правовыми актами Совета депутатов.
 
Статья 11. Публичные слушания
 
1.Главой муниципального образования или Советом депутатов для обсуждения с участием жителей проектов муниципальных правовых актов Турочакского сельского поселения по вопросам местного значения могут проводиться публичные слушания. Инициатива проведения таких слушаний может принадлежать населению, Главе муниципального образования или Совету депутатов.
2. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Совета депутатов, назначаются Советом депутатов, по инициативе Главы муниципального образования - Главой муниципального образования.
3. На публичные слушания выносятся:
1) проект Устава Турочакского сельского поселения, а также проект решения Совета депутатов о внесении изменений и дополнений в Устав, кроме случаев, когда изменения  в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;
2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
3) проекты планов и программ развития Турочакского сельского поселения, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
4) вопросы о преобразовании Турочакского сельского поселения.
4. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Советом депутатов.
 
 
Статья 12. Собрание граждан
1. Для обсуждения вопросов местного значения Турочакского сельского поселения, информирования населения о деятельности Совета депутатов и должностных лиц администрации муниципального образования, на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан в порядке, установленном федеральным законом, нормативным правовым актом Совета депутатов.
2. Собрание граждан проводится по инициативе населения, Совета депутатов, Главы муниципального образования.
3. Собрание граждан, проводимое по инициативе населения или Совета депутатов, назначается Советом депутатов.
В решении Совета депутатов о проведении собрания граждан определяется перечень вопросов, выносимых для обсуждения, дата проведения собрания и место проведения собрания.
Собрание граждан, проводимое по инициативе Главы муниципального образования, назначается Главой муниципального образования.
4. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления Турочакского сельского поселения, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.
5. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
 
Статья 13. Конференция граждан (собрание делегатов)
 
1. Конференция (собрание делегатов) может осуществлять полномочия собрания граждан в порядке и в случаях, предусмотренных нормативным правовым актом Совета депутатов.
2. Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
 
Статья 14. Опрос граждан
 
1. Опрос граждан проводится на всей территории Турочакского сельского поселения или на ее части для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер.
В опросе граждан вправе участвовать жители Турочакского сельского поселения, обладающие избирательным правом.
2. Опрос граждан проводится по инициативе:
1) Совета депутатов или Главы муниципального образования - по вопросам местного значения;
2) органов государственной власти Республики Алтай - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель сельского поселения для объектов регионального и межрегионального значения.
3. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется решением Совета депутатов.
 
 
 
Статья 15. Обращения граждан в органы местного самоуправления
 
1. Граждане имеют право на коллективные и индивидуальные обращения в органы местного самоуправления.
2. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
3. За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 
 
Статья 16.  Другие формы непосредственного участия  населения в осуществлении местного самоуправления
 
Наряду с предусмотренным федеральным законом и настоящим Уставом, формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах,  не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законам Республики Алтай.
 

ГЛАВА 3. ОРГАНЫ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
 
Статья 17. Совет депутатов
 
1.Совет депутатов состоит из 12 человек, 11 депутатов и главы поселения с правом решающего голоса, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Срок полномочий Совета депутатов - 5 лет.
3. Совет депутатов приступает к осуществлению своих полномочий не позднее 30 дней со дня избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов Совета депутатов.
3.1. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.
4. Полномочия Совета депутатов начинаются со дня проведения первой сессии Совета депутатов соответствующего созыва.  Полномочия Совета депутатов прекращаются со дня начала работы Совета депутатов нового созыва.
5. Первое заседание вновь избранного Совета депутатов созывает и ведет Глава муниципального образования.
6. Совет депутатов обладает правами юридического лица.
7. Местонахождение Совета депутатов: Республика Алтай, село Турочак, ул. Тельмана 19.
 
Статья 18. Полномочия Совета депутатов
 
К полномочиям Совета депутатов относятся:
1) принятие Устава, внесение в него изменений и дополнений, установление порядка учета предложений по проекту решения о внесении изменений в Устав и порядка участия граждан в обсуждении данного правового акта;
2) принятие решения о проведении местного референдума, о назначении опроса граждан;
3) назначение голосования по вопросам изменения границ Турочакского сельского поселения, преобразования муниципального образования;
4) утверждение структуры администрации по представлению Главы муниципального образования;
5) осуществление права законодательной инициативы в представительном органе государственной власти Республики Алтай;
6) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
7) принятие решения о передаче органам местного самоуправления Турочакского района части полномочий органов местного самоуправления Турочакского сельского поселения за счет субвенций, предоставляемых из местного бюджета в бюджет Турочакского района;  
8) установление порядка формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
9) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
10) принятие планов и программ развития Турочакского сельского поселения, утверждение отчетов об их исполнении;
11) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Турочакского сельского поселения;
12) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, их финансирования;
13) определение порядка принятия решений  об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
14) утверждение в соответствии с документами территориального планирования поселения программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
15) утверждение инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;
16) установление надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
17) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
18) определение порядка участия Турочакского сельского поселения в организациях межмуниципального сотрудничества;
19) правовое регулирование развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;
20) определение порядка учреждения печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждение проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведение до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;
21) осуществление контроля за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
22) осуществление иных полномочий, отнесенных к ведению Совета депутатов федеральными законами, законами Республики Алтай и настоящим Уставом.
 
 
 
Статья 19. Правовые акты Совета депутатов
 
1. Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Республики Алтай, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, и являющиеся нормативными правовыми актами, а также решения по вопросам организации деятельности Совета депутатов.
Совет депутатов принимает решения на своих заседаниях в порядке, установленном регламентом Совета депутатов и настоящим Уставом.
2. Нормативные правовые акты Совета депутатов, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение Совета депутатов только по инициативе Главы муниципального образования или при наличии его заключения.
3. Решение Совета депутатов, устанавливающее правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования принимается большинством голосов от установленной численности  депутатов, если иное не установлено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и направляется председателем Совета депутатов в течение 10 дней Главе муниципального образования для подписания и обнародования.
Глава муниципального образования имеет право отклонить принятый Советом депутатов нормативный правовой акт и вернуть его в течение 10 дней для рассмотрения в Совет депутатов с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в данный нормативный правовой акт изменений и дополнений. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов Совета депутатов, он подлежит подписанию Главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.
4. Решение Совета депутатов по вопросам организации деятельности Совета депутатов принимается большинством голосов от числа присутствующих на заседании Совета депутатов и вступает в силу с момента принятия решения, если иной порядок вступления в силу не установлен в самом акте.
5. Решение Совета депутатов о самороспуске принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Совета депутатов.
 
 
Статья 20. Депутат Совета депутатов
 
1.Депутат Совета депутатов (далее - депутат) избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном действующим законодательством.
2. На постоянной основе могут работать не более десяти процентов депутатов от установленной численности Совета депутатов.
Количество депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, устанавливается решением Совета депутатов.
3. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания. Днем окончания срока, на который избираются депутаты Совета депутатов, является второе воскресение марта года, в котором истекает срок полномочий депутатов Совета депутатов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Полномочия депутата  прекращаются со дня начала работы Совета депутатов нового созыва.
4. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
8) отзыва избирателями;
9) досрочного прекращения полномочий Совета депутатов;
10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
11) в иных случаях, установленных федеральным законодательством.
 
 
Статья 20.1  Заместитель председателя Совета депутатов
 
1)  Заместитель председателя сельского Совета депутатов избирается на срок полномочий из числа депутатов Совета на сессии в соответствии с регламентом и является должностным лицом сельского Совета депутатов работающим на постоянной основе;
2) Заместитель председателя сельского Совета депутатов исполняет полномочия председателя сельского Совета в случае его отсутствия или невозможности исполнения им своих обязанностей, а также полномочия в соответствии статьи 21 (п.2.2,2.6). Организует обеспечение депутатов необходимой информацией, рассмотрение вопросов, связанных с освобождением депутатов от выполнения ими служебных или производственных обязанностей для работы в сельском Совете депутатов, его органах и на избирательных округах;
3)  Осуществляет иные полномочия в соответствии с регламентом Совета депутатов Турочакского сельского поселения и решениями Совета депутатов.
4)  Заместитель председателя подотчетен сельскому Совету депутатов.
 
 
 
Статья 21. Председатель Совета депутатов
 
1. Организацию деятельности Совета депутатов осуществляет председатель Совета депутатов.
2. Председатель Совета депутатов:
1) представляет Совет депутатов в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени Совета депутатов;
2) руководит подготовкой заседаний Совета депутатов и вопросов, выносимых на рассмотрение Совета депутатов;
3) созывает и ведет заседания Совета депутатов, ведает его внутренним распорядком;
4) принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе Совета депутатов;
5) подписывает протоколы заседаний, решения Совета депутатов, не являющиеся нормативными правовыми актами;
6) организует прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб;
7) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Уставом и решениями Совета депутатов.
3. Председатель Совета депутатов подотчетен Совету депутатов.
 
Статья 22. Досрочное прекращение полномочий Совета депутатов
 
1. Полномочия Совета депутатов досрочно прекращаются в случае:
1) вступления в силу закона Республики Алтай о роспуске Совета депутатов;
2) принятия Советом депутатов решения о самороспуске в порядке, установленном Советом депутатов;
3) вступления в силу решения Верховного суда Республики Алтай о неправомочности данного состава депутатов Совета депутатов, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
4) преобразования Турочакского сельского поселения, осуществляемого в соответствии с требованиями федерального законодательства, а также в случае упразднения муниципального образования;
   5) в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;
   6) в случае увеличения численности избирателей Турочакского сельского поселения более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения его границ  или объединения поселения с городским округом.
2. Досрочное прекращение полномочий Совета депутатов влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.
В случае досрочного прекращения полномочий Совета депутатов, влекущего за собой неправомочность Совета депутатов, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.
 
Статья 23. Глава муниципального образования
1. Глава муниципального образования является главой администрации, высшим должностным лицом Турочакского сельского поселения.
2. Глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.
3. Полномочия Главы муниципального образования начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы.
4. Глава муниципального образования вступает в должность в день выдачи ему избирательной комиссией удостоверения об избрании.
5. Глава муниципального образования осуществляет свои полномочия на постоянной основе.
6. Глава муниципального образования является председателем сельского Совета депутатов Турочакского сельского поселения, возглавляет администрацию Турочакского сельского поселения.
7. Глава муниципального образования:
1) представляет Турочакское сельское поселение в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
2) вносит в Совет депутатов проекты муниципальных правовых актов в порядке, установленном Советом депутатов;
3) подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Советом депутатов;
4) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
5) вправе требовать созыва внеочередного заседания Совета депутатов;
6) руководит деятельностью администрации, возглавляет ее на принципах единоначалия, заключает от имени администрации договоры в пределах своей компетенции, без доверенности действует от имени администрации;
7) разрабатывает и представляет на утверждение Совета депутатов структуру администрации, формирует администрацию в пределах утвержденных в местном бюджете средств на ее содержание;
8) утверждает положения о структурных подразделениях администрации, должностные инструкции работников администрации;
9) открывает и закрывает счета администрации в банках и иных кредитных учреждениях, а также осуществляет функции распорядителя бюджетных средств при исполнении бюджета Турочакского сельского поселения (за исключением средств по расходам, связанным с деятельностью Совета депутатов и депутатов);
10) вносит в Совет депутатов на утверждение проект местного бюджета, планы и программы социально - экономического развития Турочакского сельского поселения, а также отчеты об их исполнении;
11) назначает на должность и освобождает от должности  работников администрации;
12) при создании муниципальных предприятий и учреждений утверждает их уставы, назначает на должность и освобождает от должности руководителей данных предприятий и учреждений,  заслушивает отчеты об их деятельности;
13) осуществляет руководство гражданской обороной на территории муниципального образования;
14) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, законами Республики Алтай, настоящим Уставом и муниципальными правовыми актами.
8. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий издает постановления по вопросам местного значения, а также распоряжения по вопросам организации работы администрации.
9. Постановление Главы муниципального образования, являющееся нормативным правовым актом, после его подписания Главой муниципального образования направляется в течение 5 дней для опубликования (обнародования).
Постановление Главы муниципального образования, не являющееся нормативным правовым актом, а также распоряжение Главы муниципального образования вступают в силу с момента их подписания Главой муниципального образования, если иной порядок вступления их в силу не установлен в самих актах.
10. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению Турочакского сельского поселения и Совету депутатов.
 
Статья 24. Досрочное прекращение полномочий Главы муниципального образования
 
Полномочия Главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
2.1) удаления в отставку в соответствии с федеральным законодательством;
3) отрешения от должности Главой Республики Алтай в порядке и случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
5) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
6) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
7) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
8) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
9) отзыва избирателями;
10) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия Главы муниципального образования;
11) преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с требованиями федерального законодательства, а также в случае упразднения муниципального образования;
11.1) изменения порядка формирования представительного органа муниципального района в соответствии с частью 5 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
12) утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;
13) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.
В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, избранного на муниципальных выборах, досрочные выборы главы муниципального образования проводятся в сроки, установленные федеральным законом.
В случае досрочного прекращения полномочий Главы муниципального образования его полномочия  временно исполняет специалист сельской администрации в соответствии с должностной инструкцией, утвержденной Главой муниципального образования.
 
Статья 24.1 Социальные гарантии выборного должностного лица местного самоуправления
 
1.  Социальные гарантии выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Алтай.
           2. Выборным лицам, осуществляющим полномочия на постоянной основе, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, с учетом ненормированного рабочего дня, продолжительностью 50 календарных дней;
           3. Выборным лицам, осуществляющим полномочия на постоянной основе, после освобождения от должности по окончанию срока полномочий и нетрудоустроенным выплачивается пособие в размере не более одного денежного содержания за каждый месяц, в котором он не был трудоустроен, не свыше трех месяцев со дня окончания полномочий.
          4. Выборные лица, осуществляющие полномочия на постоянной основе, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, отработавшие на государственных и муниципальных должностях не менее 10 лет, назначение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии и установление стажа работы регулируются Федеральным законодательством и законодательством Республики Алтай.
 
Статья 25. Администрация
 
1.В структуру администрации входят муниципальные служащие и иные работники.
2. Специалист сельской администрации в соответствии со своей должностной инструкцией, утвержденной Главой муниципального образования, временно осуществляет полномочия Главы муниципального образования в случае его отсутствия, невозможности исполнения им своих обязанностей, а также в случае досрочного прекращения Главой муниципального образования своих полномочий.
3. Администрация обладает правами юридического лица.
4. Местонахождение администрации: Республика Алтай, село Турочак, ул. Тельмана 19.
 
Статья 26. Полномочия администрации
 К полномочиям администрации по решению вопросов местного значения относятся:
1) разработка проекта местного бюджета и подготовка отчета о его исполнении;
2) владение, пользование и распоряжение от имени муниципального образования имуществом, находящимся в муниципальной собственности Турочакского сельского поселения;
3) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;
4) заключение соглашений с органами местного самоуправления Турочакского района о передаче им части полномочий органов местного самоуправления Турочакского сельского поселения на основании решения Совета депутатов;
5) организация в границах Турочакского сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
6) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями  в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
8) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;
9) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
10) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
11) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
12) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;
13) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
14) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;
15) обеспечение условий для развития на территории поселения  физической культуры и  массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения, «включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам»;
16) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест  массового отдыха населения;
17) формирование архивных фондов поселения;
18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
19) организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
            20) принятие решения о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения работ (в том числе дежурств) в целях решения предусмотренных федеральным законом вопросов местного значения муниципального образования;
21) разработка и осуществление мер по реализации государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно с ними  связанных отношений, в том числе, оплаты труда, развития социального партнерства и коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, урегулирования трудовых споров, улучшения условий и охраны труда работников;
22) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;
23) «присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов»;
24) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
25) создание и финансирование в соответствии с действующим законодательством муниципальных предприятий и учреждений, установление тарифов на их услуги, если иное не предусмотрено федеральными законами;
26) регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществление расчета цен (тарифов) для потребителей;
27) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;
28) определение порядка заслушивания отчетов руководителей муниципальных предприятий, учреждений, средств массовой информации об их деятельности;
29)  осуществление функций заказчика на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения, формирование и обеспечение размещения муниципального заказа;
30) осуществление организационного и материально-технического обеспечения подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, Главы муниципального образования, голосования по вопросам изменения границ и преобразования Турочакского сельского поселения;
31) организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития Турочакского сельского поселения, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы Турочакского сельского поселения, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
32) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
33) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;
34)   организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке  муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения;
35) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
36) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, «а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения»;
37) содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;
38) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;
39) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования;
40) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма и экстремизма  в границах поселения;
41) осуществление муниципального лесного контроля;
42) создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;
43) исполнение иных полномочий, предусмотренных действующим законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, Главы муниципального образования.
 
Статья 27. Избирательная комиссия
 
1. Избирательная комиссия Турочакского сельского поселения организует подготовку проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосование по отзыву депутатов, Главы муниципального образования, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
2. Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления.
 Порядок формирования и полномочия избирательной комиссии муниципального образования устанавливаются федеральным законом, законом Республики Алтай, а также уставом Турочакского сельского поселения.
3. Число членов избирательной комиссии муниципального образования Турочакское сельское поселение с правом решающего голоса составляет 6 человек.
 
Статья 28. Муниципальная служба
 
Правовое регулирование муниципальной службы в Турочакском сельском поселении, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, законами Республики Алтай и муниципальными правовыми актами.
 

ГЛАВА 4. МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ
 
Статья 29. Местный бюджет
 
1. Турочакское сельское поселение имеет собственный бюджет - бюджет Турочакского сельского поселения (местный бюджет).
2. Местный бюджет разрабатывается администрацией и утверждается решением Совета депутатов.
3. В местном бюджете в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по   решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Республики Алтай, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местного бюджета.
4. Порядок формирования, утверждения, исполнения местного бюджета и контроль за его исполнением, а также иные положения, регулирующие порядок осуществления органами местного самоуправления бюджетных полномочий, определяются Советом депутатов в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, законами Республики Алтай.
5. Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета, о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления и работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
 

Статья 30. Доходы местного бюджета
 
К собственным доходам местного бюджета относятся:
1) средства самообложения граждан;
2) доходы от местных налогов и сборов;
3) доходы от региональных налогов и сборов;
4) доходы от федеральных налогов и сборов;
   5) безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Турочакского сельского поселения, субсидии и иные межбюджетные трансферты, предоставляемые в соответствии с федеральным законодательством, и другие безвозмездные поступления;
6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности поселения;
7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых Советом депутатов, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и казенными муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
9) добровольные пожертвования;
10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами Республики Алтай и решениями органов местного самоуправления. 
 

Статья 31. Расходы местного бюджета
 
1. Расходы местного бюджета осуществляются в соответствии Бюджетным кодексом Российской Федерации.
2. Администрация ведет реестр расходных обязательств Турочакского сельского поселения - под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.
Реестр расходных обязательств Турочакского сельского поселения ведется в порядке, установленном администрацией.
 
ГЛАВА 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
 
Статья 32. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
 
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Турочакского сельского поселения несут ответственность перед населением Турочакского сельского поселения, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Статья 33. Ответственность депутатов, Главы муниципального образования перед населением
 
1. Ответственность депутатов, Главы муниципального образования перед населением наступает в результате утраты доверия населения.
2. Население Турочакского сельского поселения вправе отозвать депутатов, Главу муниципального образования в соответствии с федеральным законом и настоящим Уставом.
 
Статья 34. Ответственность органов местного  самоуправления и должностных лиц местного  самоуправления перед государством
 
1. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Турочакского сельского поселения перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Конституции и законов Республики Алтай, настоящего Устава, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.
 2. Совет депутатов может быть распущен законом Республики Алтай, если судом установлено, что Советом депутатов принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Конституции и законам Республики Алтай, настоящему Уставу, а Совет депутатов в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт.
Полномочия Совета депутатов прекращаются со дня вступления в силу закона Республики Алтай о его роспуске.
3. Глава муниципального образования может быть отрешен от должности Главой Республики Алтай в случае:
1) издания Главой муниципального образования нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Конституции и законам Республики Алтай, настоящему Уставу, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Глава муниципального образования в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;
2) совершения Главой муниципального образования действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета Республики Алтай, если это установлено соответствующим судом, а Глава муниципального образования не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.
Полномочия Главы муниципального образования прекращаются с момента вступления в силу правового акта Главы Республики Алтай об отрешении Главы муниципального образования от должности.
 
 
 
 
 
ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
Статья 35. Внесение изменений и дополнений в Устав
 
1. Предложения о поправках к Уставу муниципального образования  могут вносить депутаты Совета депутатов, Глава муниципального образования, инициативная группа граждан.
2. Проект решения Совета депутатов о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования подлежат официальному обнародованию установленного Советом депутатов порядка учета предложений по проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.
3. Решение Совета депутатов о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов Совета депутатов.
            4. Решение Совета депутатов о внесении изменений и дополнений в Устав после его государственной регистрации подлежит официальному обнародованию на информационных стендах Турочакской сельской администрации ул. Тельмана 19, межпоселенческой библиотеки ул. Рабочая 26 и сельском клубе с. Каяшкан ул. Центральная 33, после чего указанное решение вступает в силу.
 
Статья 36. Вступление Устава в силу
 
Настоящий Устав вступает в силу с момента официального обнародования.