15.06.30. Административная ответственность работодателей за нарушение законодательства о труде.

Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения (далее – КоАП РФ), вступившие в силу с 01.01.2015, усилена административная ответственность за нарушение законодательства о труде.
Повышенную ответственность теперь влечет нарушение порядка оформления трудовых отношений, допуска лица к работе.
Так, фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор) подлежит квалификации по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, и влечет, в случае его совершения, наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, квалифицируется по ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ, и влечет, в случае совершения, наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Повторное совершение нарушения законодательства о труде лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, по-прежнему влечет дисквалификацию для должностных лиц. Вместе с тем, законодатель ввел альтернативный вид наказания за повторное нарушение законодательства о труде – административный штраф, размер которого различается в зависимости от субъекта, ответственного за его совершение.
Нарушение законодательства об охране труда теперь влечет ответственность по ст. 5.27.1. КоАП РФ («Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации»).
При этом, нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение, квалифицируется по ч. 2 ст. 5.27.1. КоАП РФ, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний – по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Совершение повторного нарушения законодательства об охране труда влечет, в соответствии с ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1-3 ст. 5.27 и ч.ч. 1-4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, отнесено к компетенции территориальных органов Роструда (на территории края - Государственной инспекции труда в Алтайском крае), ч.ч. 4, 5 ст. 5.27 и ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ, к компетенции судов.