30.06.15. Конституция Российской Федерации – основной закон страны

С момента принятия Конституции РФ на всенародном референдуме 12.12.1993 прошло более 20 лет - не большой срок для Основного документа, по которому живет страна и во исполнение которого издаются национальные законы и иные нормативные правовые акты. В то же время срок немалый, если принимать во внимание недавнее бурное российское прошлое, кардинальные реформы, проведенные в государственно-правовой и экономической сферах жизни общества.
Конституция как нормативный правовой акт отличается от иных источников права наличием особых норм: норм-принципов, норм-целей. Эти нормы служат основой правовой системы государства и определяют функционирование всего государственного механизма, однако по своей структуре и целевому назначению отличаются от норм, направленных на регулирование общественных отношений (имеющих структуру в виде гипотезы, диспозиции, санкции). Конституционные принципы - это своего рода идеальная модель, которой должны соответствовать реальные отношения в обществе. Так, например, в гл. 1 Конституции РФ 1993 года закреплены принципы, которые являются основой правового регулирования экономических отношений в России, - принципы правового государства, неприкосновенности частной собственности, стабильности гражданского договора и свободы договора, равноправия, социальной справедливости.
Следующее свойство конституции - ее стабильность. Стабильность конституции проявляется в незыблемости ее предписаний, в сохранении высокой степени устойчивости и неподверженности воздействию политических сил, меняющихся у власти, длительность существования конституции выступает как неизменность основных ее положений при неизменяющихся социально-политических условиях данного общества. Стабильность конституции - одно из главных условий стабильности конституционного строя, устойчивости всей системы и организации государственной власти, ее предсказуемости, а также устойчивости всей правовой системы, важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством.
Конституция является актом наивысшей юридической силы, и это особое свойство выражается в следующем:
- ее нормы являются основополагающим источником не только конституционного права, но и других отраслей права - гражданского, административного и др.;
- текущие законы и другие нормативные акты должны приниматься только указанными в конституции органами государственной власти и не могут противоречить нормам конституции;
- государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию.
Конституция является также политическим и идеологическим документом, и как политический документ она отражает определенное соотношение политических сил на момент ее разработки и принятия. Так, Конституция РФ 1993 года включает немало положений, в которых политическое содержание доминирует: например, положения, закрепляющие принципы народовластия (ст. 3), политическое многообразие, многопартийность (ч. 3 ст. 13), политические права граждан (ст. ст. 30, 31, 33), в том числе предусматривающие разнообразные формы их участия в делах государства (ст. 32), нормы, регулирующие политические отношения между Российской Федерацией и ее субъектами (ст. 11, п. п. "е", "к" ст. 71, ст. 78), политические полномочия главы государства (ч. 3 ст. 80) и др. Политическая направленность конституции - одно из важнейших свойств, обусловливающих ее особую роль в правовой системе.
Почти треть содержания второй главы Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина, составляют нормы-гарантии. Нормы-гарантии включены в одну главу с правами и свободами личности, а содержащиеся в ней положения составляют основу правового статуса личности в Российской Федерации (ст. 64 Конституции РФ).
Конституционная гарантия прав и свобод человека и гражданина - это комплексная правовая категория, включающая нормативную, процессуальную и институциональную составляющие. Реальность конституционных гарантий прав и свобод личности зависит от разработки и закрепления правовых механизмов их осуществления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Российская Федерация как демократическое, правовое и социальное государство (ст. 1, ч. 1; ст. 7, ч. 1, Конституции РФ) осуществляет в целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности (ст. 2 Конституции РФ) и в интересах всего общества социальную, экономическую, правоохранительную и другие функции.