30.06.15. Об источниках финансирования расходов на содержание детей-сирот, детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей с туберкулезной интоксикацией в дошкольных муниципальных организациях

Об источниках финансирования расходов на содержание детей-сирот, детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей с туберкулезной интоксикацией в дошкольных муниципальных организациях
Прокуратурой республики проанализировано законодательство по вопросу определения источника финансирования расходов на содержание детей-сирот, детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей с туберкулезной интоксикацией в дошкольных муниципальных организациях.
В качестве одной из форм общегосударственного конституционного гарантирования доступности получения образования в дошкольных образовательных организациях частью 3 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено не взимание родительской платы за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования.
В рамках правоприменительной практики возникает вопрос, связанный с определением источника финансирования расходов на содержание указанных детей в дошкольных муниципальных организациях, поскольку специальной нормой закона данный вопрос не регулируется.
Так, на основании ст.ст. 15 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, городского округа относится к вопросам местного значения.
В целях решения этого вопроса органы местного самоуправления создают и финансируют муниципальные учреждения (подп. 3 п. 1 ст. 17Федерального закона № 131-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Действующим законодательством не предусмотрено предоставление субвенций за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации для компенсации расходов за присмотр и уход за детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, в связи с чем, эти расходы должны финансироваться из местного бюджета.
Данная правовая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.02.2009 по делу N А05-3784/2008).
Учитывая изложенное, финансовое обеспечение расходов в дошкольных муниципальных образовательных организациях в целях реализации гарантий, предусмотренных ч. 3 ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», отнесено к компетенции органов местного самоуправления.