30.06.15. Организация проведения специальной оценки условий труда

28.12.2013 принят новый Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Предметом регулирования Федерального закона «О специальной оценке условий труда» являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Федеральный закон вступает в силу с 01.01.2014, за исключением ст. 18 – федеральная государственная информационная система учета результатов проведения специальной оценки условий труда, которая вступает в силу с 01.01.2016.
До 1 января 2016 года сведения, указанные в ст. 18 Федерального закона, передаются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Работодатель вправе требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов ее проведения, проводить внеплановую специальную оценку условий труда, требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям ст. 19 указанного ФЗ № 426-ФЗ, обжаловать в порядке, установленном ст. 26 ФЗ № 426-ФЗ, действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда.
Работодатель обязан:
- обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных ч. 1 ст. 17 ФЗ № 426-ФЗ;
- предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию;
- не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения;
- ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
- давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
- реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.
Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Основными процедурами, осуществляемыми в рамках проведения специальной оценки условий труда, являются:
1) подготовка к проведению специальной оценки условий труда (ст. 9 ФЗ № 426-ФЗ);
2) идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ст. 10 ФЗ № 426-ФЗ);
3) декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 11 ФЗ № 426-ФЗ);
4) исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов (ст. 12 ФЗ № 426-ФЗ);
5) оформление результатов проведения специальной оценки условий труда (ст. 15 ФЗ № 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст. 19 ФЗ № 426-ФЗ и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Из ч. 2 ст. 8 ФЗ № 426-ФЗ непосредственно следует, что работодателем могут быть привлечены одна или несколько организаций для проведения специальной оценки условий труда.
В ч. 3 ст. 8 ФЗ № 426-Фз содержится новелла о методике проведения специальной оценки условий труда. Полномочие по утверждению такой методики делегировано федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. При этом данному федеральному органу исполнительной власти предписано учитывать мнение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч. 4 ст. 8 ФЗ № 426- ФЗ).
В ч. 5 ст. 8 ФЗ № 426-ФЗ предусмотрена особенность проведения специальной оценки условий труда в отношении условий труда работников, допущенных к сведениям, отнесенным к государственной или иной охраняемой законом тайне. В этом случае проведение специальной оценки условий труда должно осуществляться с учетом требований законодательства РФ о государственной и об иной охраняемой законом тайне.